Бортовая ловля леща на водохранилище

0 1

В статье рассказывается о ловле леща бортовыми удочками на водохранилище. Освящаются важные моменты ловли, наживки, компоновка снасти, особенности прикармливания и прочие важные нюансы.

Сразу стоит отметить, что бортовая ловля не очень-то массовая на всех водохранилищах, где приходилось бывать. Сколько было бортовых лодок в последние года, примерно столько же и остается. Судя по всему, это устойчивый круг почитателей бортовой снасти, и в их ряды другие рыболовы особо не стремятся. Хотя зимой со льда чуть ли не все ловят практически той же снастью и схожими приемами.

Причины небольшой популярности бортовой снасти

Так почему бортовую многие не практикуют? Вижу три возможные причины. Первая – не верят в её возможности. Здесь пока не попробуешь сам – не убедишься, я тоже раньше весьма скептически относился к этому способу рыбалки, теперь поменял мнение в лучшую сторону. Вторая причина – резкий рост популярности современной поплавочной маховой и матчевой ловли, которая с удовольствием ловит не только с берега, но и пересаживается в лодку. Не буду сравнивать возможности летней поплавочной ловли и бортовой. Отмечу лишь, что проигрывай последняя хоть немного в лещовых уловах, эта старинная снасть давно ушла бы в небытие, ибо поплавочные удилища есть у всех. Думаю, что здесь другие причины, начиная от «летом надо ловить на летнюю снасть, которую продвигает современная поплавочная рыбалка» до простого рыбацкого «больше нравится». И мне самому просто приятнее рыбачить на бортовую снасть, при этом уверен, что на летнюю поплавочную снасть больше и крупнее леща не поймаю. И третья возможная причина невысокой популярности бортовой – при внешней схожести зимней и летней ловля в отвес, бортовая имеет свои характерные особенности, не учитывая которые, проблематично успешно перенести ледовый опыт на ловлю с лодки.

Бортовая ловля леща на водохранилище

 

Отличия от зимней ловли

Люблю ловить леща и зимой. Сравнивая ледовую и летнюю лодочную рыбалку, вижу главное отличие – при бортовой рыбалке нереально добиться абсолютной неподвижности лодки и, соответственно, снасти. Это зимой сидишь уверенно, четко зафиксировав снасть и крючок с наживкой, раз за разом опуская её на пятак донного грунта размером не более спичечного коробка. Также точечно прикармливаю, раскрывая кормушку на самом дне. Зимой есть возможность ювелирно подыгрывать мормышкой. И даже ветер не сильно страшен для работы кивка, его всегда можно нейтрализовать, сев к нему спиной, или спрятавшись в палатку. А вот сидя в лодке, так ловить не получится. Возможно, при абсолютном штиле особых проблем и не предвидится, но на водохранилищах ветер, в лучшем случае, морщинит воду, а в худшем – гонит приличную волну. В итоге, как не ставь лодку на якоря, абсолютно неподвижно зафиксировать ее не получится, что и сказывается на многих моментах рыбалки.

Процесс прикармливания

Нет больших проблем, как и зимой со льда, прикормиться точечно, чтобы активизировать клев рыбы. А вот ловить точно по компактному кормовому пятну не выйдет – как ни натягивай якорные фалы, под каким углом их ни пускай, лодку все равно немного носит влево — вправо вдоль растяжек. А поменяется ветер, так лодку чуть сместит и по новому направлению ветра. Соответственно, компактно кормить, чтобы ловить где-то в стороне от прикормочного пятна, смысла нет. Но и сильно широко разбрасывать корм не хочется, ведь это рассредоточит рыбу. И обычно стараюсь укладывать прикормку пятном диаметром 1-2 м, конкретный вариант выбираю в зависимости от того, насколько сильно сегодня мотает лодку. Пятно стараюсь формировать так, чтобы приманка примерно опускалась в его центр. Стартовый закорм раз пять больше по сравнению с зимой. Так, если со льда сразу опускаю в лунку одну полную стандартную кормушку, то летом не менее пяти. Большое количество корма по открытой воде само по себе хорошо для сбора и удержания рыбы, к тому же позволяет хорошенько прикормить необходимую площадь дна.

Вываживание

Зимний опыт вываживания леща, с перебиранием лески руками, во многом востребован и при бортовой ловле, где вываживаю таким же макаром, после подсечки откладывая удилище в сторону. И все же в этом вопросе есть два отличия. Первое – приятное, связано с тем, что на подводе к лодке лещ, в воде, как на ладони, видны все его движения. Зимой же, особенно если лед мутный или его присыпало снегом, вижу лишь лещовые губы, и то когда уже завел рыбу в лунку, а до этого все делается на ощупь. Вторая особенность вываживания – процесс более сложный, чем зимой. По открытой воде сплошь и рядом возникают проблемы с крупными лещами, когда вывожу их в верхние слои воды. Часто начинает наяривать круги, уходит под лодку. Может притвориться уже вконец обессиленным, но только начнешь заводить его в подсак, как лещ разворачивается и мощно рвет в сторону или вниз. И так, бывает, раза два-три поиздевается, пока не окажется в сетке подсака. Безусловно, было бы полезно утомить рыбу где-то ближе ко дну, но она там всю стаю распугает. А сразу после подсечки отвести в сторону от прикормленного места, как это умеет поплавочная удочка или фидер, бортовая удочка не может в силу своей конструкции. Да и на любом этапе вываживания форсировать его не могу, ибо зимой и летом ловлю на достаточно тонкую леску 0.12 мм (реальный диаметр), которая обычно дает больше поклевок, и они увереннее, по сравнению с более толстыми оснастками.

С одной удочкой

Если зимой при ловле леща со льда без проблем могу выставить несколько удочек, то с лодочного борта ловлю только на одну снасть. Ведь с наживками особо не экспериментирую, полагаясь на надежный, многократно проверенный пучок мотыля. Где-то и опарыша бывает полезно подсадить, но это не то разнообразие, что заставляет выставлять сразу несколько удочек, чтобы побыстрее вычислить лучшую на сегодня наживку.

Не вижу необходимости ловить на несколько снастей, чтобы вычислить самый клевый горизонт – обычно лещ на водохранилище берет или со дна, или вообще не берет. А самое главное – активная ловля одним удильником позволяет существенно лучше контролировать весь процесс рыбалки, особенно когда разыгравшийся ветер мотает лодку. А после успешной подсечки нет необходимости переживать, что лещ успеет запутаться за оснастку второй удочки.

Лучшие места для ловли

Говорят, что лещовые точки для ловли бортовой снастью нередко совпадают с зимними, и тогда ледовый опыт – большое подспорье при поисках рыбы по открытой воде. У меня все немного по-другому складывается. Зимой основные лещовые глубины, где рыбачу, составляют 5-5.5 м не больше. А вот по открытой воде ловлю совершенно на иных участках, хотя глубины практически те же. Это практически ровное плато, просто регулярно идут перепады на десяток сантиметров то вверх, то вниз. Дно мягкое, якорь весь в черном месиве, травы нет. То есть обширный однотипный участок, по которому лещ, скорее всего, ходит широко, и нет какой-то необходимости на следующей рыбалке отыскивать хорошо сработавшую ранее точку. Но где тут не вернешься туда, где лещ порадовал поклевками на прошлых выходных! Поэтому забиваю в навигатор место и становлюсь на растяжки примерно там же, где рыбачил ранее. Хотя стать совсем уж идеально точно довольно проблематично, особенно в ветер – пока с растяжками разберешься, так метра на 3-4 ошибешься.

Прилов к лещу

По этим же местам и плотва в 200-400 г проклевывается на бортовую снасть. Когда подходит лещ, то плотва начинает брать реже, но явно не отходит от прикормки, попадаясь вперемешку с лещом, особо не опасаясь более крупной рыбы. Конечно, и небольшой подлещик беспокоит мотыля, но этот товарищ пропадает с приходом на прикормочное пятно более крупных собратьев.

Время дня

По сравнению с зимой, суточный период ловли довольно скоротечен. Зимой частенько ловлю и ночами, да и среди короткого зимнего дня случаются периодические вспышки клева. В общем, можно прикормить точку, расслабиться и, выехав с ночевкой, спокойно поджидать подхода рыбы. С бортовой же снастью ловля более динамичная, часто захватывает лишь утренние часы.

Первые поклевки у меня обычно начинаются через час-полтора после рассвета – пока прикормишь, пока все на дне уляжется, пока рыба подойдет, и начнется основной пик клева. Что-то другое может и далее проклюнуться, но после 10 часов особого клева никогда не было, и сижу максимум до обеда.

Важные особенности бортовой снасти

Кивок или поплавок. Выбор в этом важном вопросе зависит не только от личных навыков, привычек, но и от реальных условий. Исходя из собственного опыта, скажу: зимой могу подыгрывать наживкой, и здесь без кивка не обойтись, а на бортовой рыбалке никогда не подыгрываю, и необходимость в кивке отпадает сама собой. Умозаключения здесь просты – чем плохо, криво подыгрывать, лучше вообще этого не делать. Еще могу допустить пользу подыгровки при ловле в штиль или при совсем слабом ветерке, когда лодка стоит практически неподвижно. Но не припомню рыбалок, когда попадал в такие условия на водохранилище – постоянно ветер 5-6 м/сек., волна, плюс небольшое течение.

Лодка при этом пребывает в вечном движении вверх-вниз, и пусть эта амплитуда не такая уж большая, но достаточная, чтобы сбивать игру мормышечной удочки, как ни старайся подыгрывать аккуратно. Такие сбои, резкие движения, может, для окуня сгодятся, но лещ – рыба более осторожная и солидная. Поэтому применяю поплавочную оснастку, а раз подыгрывать не нужно, то и в мормышке не вижу необходимости. К леске привязываю качественный крючок №14, один грузик зажат на леске в 3-4 см, здесь все просто, традиционно, а вот с поплавком экспериментирую.

Поплавочные нюансы

Сейчас рыбачу с двойным поплавком, тем же, что многие применяют при ловле со льда, полностью притапливая под воду оба сигнализатора. Нижний – более крупный, призван нейтрализовать основной вес груза. Верхний – сигнальный, маленький, и даже когда он полностью всплывает, лещ не выплевывает насадку, ведь нижний поплавок всегда притоплен.

Планирую поэкспериментировать с другими вариантами, в том числе и с одним поплавком, также притапливая его, максимально повышая чувствительность оснастки, чего лишены поплавки, антенны которых выступают над водой. Основные эксперименты веду для лучшей видимости поклевки, ведь при волнении на воде и даже небольшой ряби поплавок просматривается не всегда хорошо, потому как его регулярно под лодку начинает затягивать, или, наоборот – от нее. Приходится удильником возвращать поплавок на место. Конечно, эту проблему можно решить кардинально – резко утяжелить оснастку, положив массивный груз на дно. Может, где-то на водоемах с непуганым лещом такой прием и сработает, но на водохранилищах, испытывающих приличный прессинг, лещовой оснастке очень полезно быть деликатной, легкой, практически «плотвичной» не только зимой, но и по открытой воде, лишь тогда идут уверенные поклевки даже в периоды, когда рыба не очень-то активна.

Кстати, насчет видимости поплавка. У меня самого не очень-то хорошее зрение – типичные сложности для многих поплавочников, имеющих подобные проблемы, что сильно усложняет наблюдение за поплавком при ловле длинным махом, на матчевой рыбалке. Приходится ставить большие поплавки с толстыми антеннами, с бобышками на тонких антеннах. Все это снижает чувствительность поплавочной оснастки, но поплавочники вынуждено идут на это, чтобы поплавок был четко заметен, и поклевки не зевать. Бортовая же ловля решает проблему кардинально – поплавок рядом, но притапливаю его не более 1-2 см от поверхности, для большей заметности.
Хотя специально не подыгрываю наживкой, все же подыгровка присутствует вне моего желания – именно в те моменты, когда поплавок стягивает, и возвращаю его на место. Ведь в это время двигается вся оснастка, и медленное движение передается и крючку с пучком мотыля. Полезно это для ловли леща или нет, я не знаю – рыба ловится, и ладно. Знаю точно, что на грубую оснастку клев намного хуже, пусть наживка и не двигается. Так что пусть стягивает, но клюет.

Выбор удильника

Для меня выбор прямо связан все с тем же поплавком – когда его сносит с исходной точки, возвращая на место движением удильника, который должен иметь ту длину, которая позволяет возвращать оснастку удобно, быстро, легко. Этого не сделать обычным стандартным зимним удильником, так как придется слишком размашисто работать рукой, где-то наклоняться, в общем, неудобно. Мне сподручнее работать удочкой под метр длиной. А так от нее ничего не требуется, ведь это просто крепление для небольшой катушки, и после подсечки удочка уже толком не работает. Да и во время ожидания поклевки обычно не держу её в руке, а кладу на борт надувной лодки. Так что выбор здесь идет согласно личным предпочтениям, которые разнообразны, соответственно, сами бортовые удочки у разных рыболовов существенно отличаются.

Бортовая – рыбалка одиночек

Многие опытные рыболовы, любящие ловить бортовыми удочками рассказывают, что всегда ловят в одиночку, и если ловят с напарником, то расходятся друг от друга на несколько десятков метров. И мне понятна их позиция. Вот когда мы с моим другом гоняем кружки на судака, то вдвоем в лодке – милое дело, в четыре руки все лучше спорится. Но если ловим леща бортовыми удочками, то каждый ловит со своей лодки, и тоже немного расходимся. Все же эта рыбалка предполагает уединение со своей снастью и рыбой. Любое неожиданное движение напарника передается на лодку, воздействуя и на мою снасть, и точно так же я, пусть и чуточку, но мешаю товарищу, особенно это заметно когда лодка небольшая. Может, на крупной реке, где с борта ловят с тяжелыми грузилами, и непринципиально, сколько человек сидит в лодке, но на водохранилище это важно.

Бортовая удочка не любит другие снасти

Если говорить не вообще о ловле бели, а конкретно о леще, то по моему опыту бортовая ловля редко бывает успешной, если начать отвлекаться на другие снасти. Это зимой в период отсутствия лещового клева на прикормленных лунках можно и ставки где-то рядом выставить на судака или щуку, с мормышкой сходить на более мелкие места, поискав плотву или окунька. Бортовая же снасть требует сосредоточенной ловли именно с ней, у нее сущность такая, да и период суточной ловли невелик, некогда отвлекаться. Как известно, по старой классике, лещовая бортовая облавливает приваженное в течение нескольких дней место вообще максимально короткий период, обычно это зорька, когда весомый улов берется за несколько десятков минут, если стая подошла. А нет её, так завтра подойдет – рыбак обязательно проверит свою заветную точку.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.