Зимой по летним точкам

0 0


Зимой по летним точкам

Почти каждая рыбалка преподносит какие-то сюрпризы. Мормышка и балансир. На какую из этих приманок будут ловиться более крупные окуни? Уверен, большинство рыболовов на охоту за хорошими горбачами выберет балансир. Так всегда и было: хочешь, чтобы мелочь тебя не тревожила, бери балансир. Однако на практике порой все выходит сложнее, бывает, правило начинает работать с точностью до наоборот… Все началось с того, что отказались от поездки за окунем на слишком предсказуемое нынче Рыбинское водохранилище. Только что с хорошими уловами вернулись в Ярославль наши коллеги из Каменников, Коприно, Ларионово, Милюшино. И во всех случаях не было необходимости далеко идти за морским окунем. Он стоял всего в километре от берега. Естественно, как всегда и бывает, не все одинаково хорошо половили. Кому-то особенно повезло у добычливой коряжки, иным пришлось довольствоваться и десятком окуней.

Я опрашивал своих коллег, вернувшихся с моря, индивидуально, с глазу на глаз. Так картина вырисовывается более объективная. Когда рыбаки вместе соберутся, там уже трудно понять, где чистая правда, а где она уже основательно приукрашена. И вот после опроса определилась наиболее добычливая на данный момент приманка – балансир. На втором месте плавающий чертик, но и он отставал от балансира с большим отрывом. Один из моих коллег специально взял на перволедок двухнедельный отпуск и ездил на Море за окунем практически каждый день. По идее на фоне тех, кто выезжает на рыбалку лишь по выходным, он должен был всякий раз выходить победителем. Однако на практике так получалось далеко не всегда. Он ловил на плавающего черта и уступал многим балансирщикам.

С Рыбинским водохранилищем еще вот какая штуковина получается. На точках, суперуловистых летом, зимой окуня, как правило, почему-то нет. Сходную закономерность на Костромских разливах в полном объеме выявить до сих пор не удавалось. Причина банальная: толщина льда здесь растет довольно стремительно. Есть 20 см, и достойный полосатый совсем перестает клевать. Скорее всего, он просто уходит в реки. Собственно, проверить летние окуневые точки на разливах именно сейчас и хотелось.

Еще планировали проехать через речушку с симпатичным названием Потонуха. Маленькая речка шириной с комнату в хрущевке. Есть, правда, бочаги глубиной метров до четырех. Прошла информация из разных источников, что окунь на ней начал клевать просто со страшной силой. В прошлые годы только несколько раз удавалось попасть на такую раздачу. Ранний перволедок на этой речушке получался обычно блеклым, а основные события начинали развиваться, когда нарастал лет на озере, с которым она соединяется. «Задавленная» льдом рыба чуть ли не сплошной стеной устремлялась в Потонуху. Обычно это происходило не ранее конца декабря. Если учесть, что лед на ярославских водоемах нынче встал аномально поздно, то время для потонухинских гуляний еще и не пришло.

Субботним утром задолго до рассвета подъезжаем к мосту через Потонуху. Километра два до него остается. Одна легковая машина стоит на обочине дороги, за ней вторая… В автомобилях никого нет. Ясно: рыболовы бросили свой транспорт и пошли лесом к Потонухе. В этих местах она петляет и довольно близко подходит к дороге. Метров за триста до моста рыбацкие машины стоят уже вплотную друг к другу. Свободного места не найти. Перед самим мостом справа и слева по две дорожки, обычно на них мы и парковались. Сейчас здесь камню негде упасть. А до рассвета еще минут сорок. Народ приехал ночью, чтобы занять на маленькой Потонухе место для своего рыболовного ящика. Нетрудно представить себе живописную картину, которая здесь откроется, когда рассветет.

Толкаться словно в торговом центре на предновогодней распродаже у нас не было ни малейшего желания. Скорее в безлюдные места! Да и рыба нам нужна ради спортивного интереса. Не заготовители же мы! Свежего ветра и воздуха хочется. На Костромские разливы! Отсюда до них и остается всего километров тридцать. На лесной дороге проезд перекрыли два внедорожника. Остановились, поговорили: оказывается, мужики дорогу подзабыли, побоялись уйти не по той развилке в другое место. Маршрут тяжелый. Снег тут чистить некому. Несколько раз зарывались так, что двери у машины открыть не могли. Зато приехали прямо к берегу. Красота! Таких, как мы, жаждущих подышать свободно, оказалось всего ничего – машин пять.

Позвонили друзьям, которые направлялись на Рыбинское водохранилище к Рожновскому мысу. Говорят, машин триста движется буквально друг за другом, а скучились из-за «Оки», которая шла впереди и застревала буквально через каждый метр. В конце концов толкать ее народу надоело, подняли машинку и поставили в снег у дороги. А мы уже пешком идем по разливам, воздухом дышим. Мы с напарником работаем по ранее составленному плану – идем на ближнюю летнюю окуневую точку. Приятель на балансир ловит подряд трех штук. Мелкий окунь. Я проверяю лунку мормышкой. Плавающего черта кто-то схватил, но до льда рыбину не дотянул: плохо подсек, сорвалась.

Окунь явно есть, но очень вялый. Поклевок больше нет. Беру другую удочку, с более тонкой снастью. На третьей проводке маленькую серебристую вольфрамовую мормышку с бусинками и силиконовым шариком кто-то остановил. Незамедлительная подсечка – есть. По такой же схеме вытащил еще трех окуней. Ну эти уже ничего – сковородные, граммов по 150 будут, не то что малявки чуть больше ерша, попавшиеся на балансир приятеля. Снова долго нет поклевок, но пытаюсь выдразнить еще кого-нибудь. Играю мормышкой то быстро, то медленно. Кивок у удочки резко согнулся вниз. Жесткая поклевка. До этого были вялые, еле заметные, а тут дождался такой шикарной! Вытаскиваю точно такого же полосатика, каких ловит мой приятель на балансир.

У хорошего окуня, видимо, голова болит, ему не до клева. Попадет такому под нос мормышка – он ее прищипнет, а балансир его просто раздражает. Кто же будет с больной головой за ним гоняться? Только мелкому матросику любые перепады давления нипочем. Исходя из этого, стали мы ловить на мормышки и чаще лунки менять. Балансиры изредка в ход пускали на всякий случай – вдруг что-то изменится в рыбьих приоритетах. Но ничего не менялось. Покрупнее окунь по-прежнему попадался лишь на мормышку, причем без насадки. Стоило только мотыля или опарыша подсадить, тут же появлялся матросик с палец или ерш. Похоже было, что клюет только в свежих лунках. Для проверки гипотезы возвращаемся на старые рабочие. Лишь в некоторых из них удалось поймать по окуню.

После двух часов клев прекратился почти полностью. Звоним приятелям на море – у них то же самое. Чем это объяснить? На Рыбинском водохранилище окунь и летом переставал клевать ближе к вечеру. На разливах, наоборот, с наступлением сумерек крупный окунь только и начинал активизироваться. Сейчас же наблюдаем четкую синхронность в поведении окуня на разных водоемах. Чем это объяснить? Еще не понятно, почему окунь покрупнее игнорирует натуральную насадку и предпочитает ей силиконовые шарики. Скорее всего, на разливах горбач их просто прикусывает из любопытства, а обедать по-настоящему в его планы сейчас не входит.

Иван Андрианов

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.